Дворец Версаль — Апартаменты фавориток Людовика XV
Версаль! Интриги, празднества, застолья,
Великолепный этикет,
Дам неподкупная фривольность
И фаворитки прошлых лет…
В эпоху Людовика XV Версальский дворец бесконечно трансформировался. Ванные комнаты превращались в библиотеки, салоны увеличивались, делились антресолями на два уровня, появлялись новые рабочие кабинеты короля. Это создавало проблемы архитекторам и крайне дорого стоило королевской казне.
Многочисленные преобразования обуславливались необходимостью размещения в Версале фавориток короля.
Было принято дарить апартаменты дамам, пользовавшимся особым расположением Его Величества. Людовик XIV подарил Мадам де Монтеспан роскошные апартаменты. В покои следующей дамы сердца — Мадам де Мантенон, Король Солнца приходил работать и собирал советы министров. Людовик XV последовал примеру великого прадеда и требовал разместить дам которых любил рядом с ним.
Долгое время после свадьбы Людовик XV оставался влюблён в законную супругу — польскую принцессу Марию Лещинскую.
Однако многочисленные беременности и монотонное существование королевы охладили пыл короля. Соблазнительный, крепкий и моложе королевы на 7 лет, монарх унаследовал яркую чувственность династии Бурбонов.
Что бы удовлетворить желания Его Величества в Версальском дворце было много желающих. В 1733 г. графиня де Майи, старшая из пяти дочерей маркиза де Несле, стала фавориткой короля. Для неё определили покои состоявшие из трёх помещений — маленькая спальня, салон с двумя окнами и кабинет.
Четыре сестры, одна за другой стали королевскими возлюбленными, среди них король предпочёл маркизу де Ля Турнель, которую возвёл в ранг герцогини де Шатору в 1743 г. Последняя потребовала немедленный отъезд предшественницы из дворца. Апартаменты герцогини занимали этаж над королевскими парадными салонами Меркурия и Аполлона и выходили девятью окнами на Северный партер Версальского парка.
Ввиду отсутствия кухни, герцогиня де Шатору покупала готовые блюда в городе. Позднее Его Величество пожертвовав кабинетом, создал для неё это удобство.
Однако фаворитка скончалась в следующем году и мало пользовалась расположением короля.
Маркиза де Помпадур
Наступило время Жанны-Антуанетты де Пуассон, впоследствии Маркизы де Помпадур.
Та, «которую каждый мужчина желал иметь в любовницах» была представлена в Версальском дворце 14 сентября 1745 и в течение трёх лет занимала покои предыдущей фаворитки.
После ежедневного дворцового ритуала «куше дю руа» — торжественной церемонии отхода монарха ко сну в парадной спальне, по этой «лестнице фавориток», Людовик XV поднимался к Жанне-Антуанетте де Пуассон.
Когда маркиза приглашала друзей короля отужинать, почетные гости малых кабинетов Его Величества, не сменяя этаж, обходили внутренний двор направляясь в покои фаворитки в северном крыле шато.
Жанна-Антуанетта не потребовала что-либо изменить в обстановке, сохранила мебель и оценила комфорт ванной комнаты и «шез волан» — подобия нынешнего лифта. И только летом 1848 г., находясь на вершине влияния, распорядилась обновить внутренний декор помещений.
В конце 1749 г., де Помпадур добилась выделения апартаментов на нижнем этаже центральной части дворца, принадлежащих королевским дочерям.
Эти просторные и комфортабельные помещения, располагавшиеся под парадными апартаментами короля, мало освещались дневным светом и состояли из двух приемных, одна приемная использовалась как столовая, двух кабинетов, спальной, ванной и гардеробная комнаты.
Начались работы по обновлению интерьеров:
- создание для стен белых с позолотой резных деревянных панелей, согласно вкусам эпохи;
- остекление пространства над дверьми для освещения коридоров;
- убран с помощью пакли скрип паркета в салоне Марса, расположенного над спальней фаворитки.
Обустройства завершились в 1751 г., и версальских апартаментах она прожила 14 лет.
Помпадур блестяще справлялась с ролью хозяйки дома, возглавляя приемы искусно ведя беседы с гостями, устраивала театральные представления для избранных гостей Его Величества. Для этой цели в сцену превращали мраморную площадку лестницы Послов.
Любовь не продлилась долго. Не сильно расположенная альковным удовольствиям, маркиза имела качества и амбиции что бы не остаться для короля только любовницей.
Покинув верхние «апартаменты королевских фавориток» и расположившись в нижних покоях, с 1750 г. де Помпадур превращается в подругу, советницу и доверенное лицо короля. Это нисколько не уменьшило её влияния при дворе. Его Величество подарил ей титул герцогини в 1752 и статус придворной дамы королевы в 1756 году.
На протяжении 20 лет эта знаменитая фаворитка оказывала влияние на государственные дела, покровительствовала наукам и искусствам и умерла в 42 года в 1764 г. из-за туберкулеза.
Фотогалерея
На фото апартаменты маркизы де Помпадур, внутренне убранство которых претерпело изменения в последующие столетия.
Мадам Дюбарри
Прежде красавица Помпадур, происходившая из буржуазной семьи спровоцировала в Версале скандал. При Версальском дворе могли понять мимолетную интрижку монарха с красивой парижанкой. Однако возведение этой дамы, происходившей из буржуазии в ранг официальной фаворитки оскорбило аристократов. Можно представить негодование, когда на смену Помпадур пришла Мари-Жанна Бекю (1743-1793 гг.), бывшая куртизанка жалкого происхождения, выданная Людовиком 15 замуж за графа Дюбарри и представленная в Версале в 1769 году.
Связь Мари-Жанны Бекю с королем началась весной 1768 г. После бракосочетания граф Дюбарри оставил Париж, в то время как супруга заняла почетное место официальной королевской фаворитки.
Очаровательная и элегантная Дюбарри не отличалась ни аристократическим величием Мадам де Шатору, ни жаждой власти Маркизы де Помпадур и не имела никакого желания вмешиваться в государственные дела.
Для неё выделили помещения на втором этаже с южной стороны, с окнами выходящими на Мраморный двор.
Апартаменты, созданные в бывших королевских кабинетах, получивших декоративное убранство 30 годами ранее требовали ремонта. По распоряжению короля приступили к работам по освежению интерьеров:
- позолота буазери;
- новое расположение комнат;
- оборудование салона и ванной.
Дорогостоящие декоры создавались с использованием лака Мартин (по французски Vernis Martin) — японского или имитационного лака, получившего название в честь создателей лакированных декоров в 18 веке — братьев Гийома, Этьена-Симона, Роберта и Жюльена Мартин.
Фотогалерея
Эти уютные покои Дюбарри покинула после кончины короля в 1764 году.
Она погибла в эпоху Великой французской революции в 1793 г.
Как приближенная к королевскому дому, Графиня Дюбарри вызывала народную ненависть и воплощала символ преступлений «Старого режима». В действительности бывшая фаворитка не имела отношения ни к каким политическим акциям. В вину ей можно поставить только расточительность, впрочем, являвшуюся характерной для высшего сословия того времени.
Для прелестной Дюбарри по воле короля, было изготовлено ожерелье из 647 брильянтов и драгоценных камней.
После смерти Людовика XV это роскошное украшение попало в руки мошенников и стало причиной нашумевшего скандала в канун революции.
Подробнее об этом Вы узнаете заказав экскурсию в замок Бретей.
Об этой невероятной интриге написана увлекательная книга « Ожерелье королевы ». Автор — историк и писательница с мировым именем Эвелин Левер, с которой мне посчастливилось встретиться:
Версаль парадный скрывает Версаль секретный. Апартаменты фавориток хранят секреты и интриги женщин правивших сердцами монархов и влиявших на политические и внутренние дела французского королевства.